Навигация

Поиск по сайту

Последние новости

Новое в блогах

Родители - За безопасность детей!
Администрация, педагог
Начало
Лихоманенко Николай Иванович, педагог
Лето с футбольным мячом!
Печалёва Елена Борисовна, педагог
Дружно отдыхаем, дружно пищу поглощаем!
Печалёва Елена Борисовна, педагог
Открытие лагеря "Солнышко"
Печалёва Елена Борисовна, педагог

7 класс. Определения и утверждения

Информатика (Computer Science) – наука об информационно-логических моделях, изучающая информационные процессы в обществе, возникновение информации, преобразование (изменение) информации, хранение информации.

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона.

Дискретный сигнал принимает конечное число значений.

По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения.

Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.

Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Структурирование — организация информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое.

Кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информаций.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Сохранить информацию — значит, тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Передача информации осуществляется по схеме: источник информации — кодирующее устройство — канал связи — декодирующее устройство — приёмник информации.

World Wide Web — всемирному информационному хранилищу, существующему на технической базе сети Интернет.

Знак представляет собой заменитель объекта — предмета, явления, действия, свойства или отношения.

Знак — это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Язык — знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми.

Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками.

Формальный язык — это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл.

Представление информации на каком-либо языке или в образной форме называют кодированием.

Дискретизация информации — процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.

Алфавит — конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации.

Мощность алфавита — это количество входящих в него символов (знаков).

Алфавит, содержащий два символа, называется двоичным алфавитом.

Представление информации с помощью двоичного алфавита называют двоичным кодированием.

При алфавитном подходе считается, что каждый символ некоторого сообщения имеет определённый информационный вес — несёт фиксированное количество информации.

Информационный вес символа алфавита i и мощность алфавита N связаны между собой соотношением: N = 2i.

Информационный объём сообщения I равен произведению количества символов в сообщении К на информационный вес символа алфавита i: I = K·i.

Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт — единицы измерения информации. Каждая следующая единица больше предыдущей в 1024 (210) раза.

БИТ (Bit – binary digit двоичная цифра) – минимальная единица хранения информации, принимающая два значения 0 или 1.

БАЙТ (Byte – 8 информационных bit + 1 bit четности при передаче информации) - минимальная единица измерения информации. (1 символ – 1 byte, 256 разных символов).

Измерения в байтах

Десятичная приставка

Двоичная приставка

Название

Символ

Степень

Название

Символ

Степень

 

МЭК

ГОСТ

 

байт

B

100

байт

B

байт

20

килобайт

kB

103

кибибайт

KiB

Кбайт

210

мегабайт

MB

106

мебибайт

MiB

Мбайт

220

гигабайт

GB

109

гибибайт

GiB

Гбайт

230

терабайт

TB

1012

тебибайт

TiB

Тбайт

240

петабайт

PB

1015

пебибайт

PiB

Пбайт

250

эксабайт

EB

1018

эксбибайт

EiB

Эбайт

260

зеттабайт

ZB

1021

зебибайт

ZiB

Збайт

270

йоттабайт

YB

1024

йобибайт

YiB

Йбайт

280

Современный компьютер — универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Информацию, предназначенную для обработки на компьютере и представленную в виде двоичного кода, принято называть двоичными данными или просто данными.

Компьютер состоит из процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации.

Обработку данных компьютер проводит в соответствии с программой — последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

Процессор организует приём данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, её анализ и выполнение, а также отправку результатов работы на требуемое устройство.

Разрядность процессора — это максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться или передаваться одновременно.

Память компьютера предназначена для записи (приёма), хранения и выдачи данных.

Внутренней называется память, встроенная в компьютер и непосредственно управляемая процессором. Внутренняя память иначе называется оперативной (быстрой).

Для долговременного хранения программ и данных предназначена внешняя (долговременная) память.

ОЗУ (RAM – random access memory память произвольного доступа) – память используемая системой и микропроцессором для временного хранения данных.

ПЗУ (ROM – read only memory память только для чтения) – память, содержащая программы тестирования оборудования, программу начального загрузчика системы, программы, отвечающие за ввод-вывод стандартных устройств.

Видеопамять – дополнительная память, установленная на видеокарте для обеспечения качественного изображения на дисплее.

Персональный компьютер (ПК) — компьютер многоцелевого назначения, предназначенный для работы одного человека (пользователя), достаточно простой в использовании и обслуживании, имеющий небольшие размеры и доступную стоимость.

Все устройства, входящие в состав ПК, можно разделить на две группы:
1) устройства, образующие системный блок;
2) внешние устройства (устройства ввода и вывода информации).

Все устройства компьютера, которые не входят в состав системного блока, будем называть внешними. К основным внешним устройствам принято относить клавиатуру, мышь и монитор.

Стандартная клавиатура: функциональные клавиши F1-F12, символьные (алфавитно-цифровые) клавиши, клавиши управления курсором, дополнительные клавиши, специальные клавиши (Enter, Esc, Shift, Delete, Backspace, Insert и др.)

Устройства ввода информации: клавиатура, манипулятор «мышь», сканер, микрофон.

Устройства вывода информации: монитор, принтер, плоттер, акустические колонки, наушники.

Компьютерные сети предназначены для обмена информацией между компьютерами, совместного использования общих программ, данных и устройств.

Программа — это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют программным обеспечением (ПО) компьютера.

Всё многообразие компьютерных программ можно разделить на три группы: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования.

Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы.

Операционная система — это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Компьютер — сложная система, состоящая из множества аппаратных (физических) и программных (информационных) объектов.

Аппаратный интерфейс — средства, обеспечивающие взаимодействие между устройствами компьютера.

Для обеспечения совместного функционирования аппаратного обеспечения компьютера в состав ОС входят драйверы устройств — специальные программы, управляющие работой подключённых к компьютеру устройств (клавиатуры, мыши, монитора, принтера и т. д.)

Пользовательский интерфейс — программные средства, обеспечивающие взаимодействие человека и компьютера.

В состав компьютера входит постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), в котором хранятся программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы — BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода/вывода).

Компьютерный вирус — это специально написанная вредоносная программа, способная нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя.

Программирование — это процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения. Специалистов, разрабатывающих программное обеспечение, называют программистами.

Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой программирования.

Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию, принято называть прикладными программами или приложениями.

По правовому статусу программное обеспечение можно разделить на две группы:
1) ПО, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей;
2) свободное ПО.

Файловая система — это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации.

Файл — это поименованная область внешней памяти. Имя файла, как правило, состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения.

Каталог (папка) — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Полное имя файла уникально.

Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.

Взаимодействие человека и компьютера в наши дни строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором: все объекты представляются в виде значков; оперирование объектами осуществляется в окнах; основным элементом программного управления является меню; основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.

Информационное пространство пользователя — это информационные ресурсы (файлы с программами, документы, web-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), доступные пользователю при работе на компьютере.

Пиксел (Pixel – picture element) – цветовая точка, минимальный элемент изображения на мониторе или растровой картинке. Пиксел не имеет фиксированного значения.

Пространственное разрешение монитора — это количество пикселей, из которых складывается изображение.

RGB (RED-gREEN-bLUE) – цветовая модель, комбинация трёх базовых цветов (красного, зелёного и синего) для кодирования изображения и отображения его на экране монитора.

Глубина цвета — длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя.

Количество цветов N в палитре и глубина i цвета связаны между собой соотношением: N = 2i.

Монитор и видеокарта, включающая в себя видеопамять и видеопроцессор, образуют видеосистему персонального компьютера.

В растровой графике изображение формируется в виде растра — совокупности точек (пикселей), образующих строки и столбцы. При сохранении растрового изображения в памяти компьютера сохраняется информация о цвете каждого входящего в него пикселя.

В векторной графике изображения формируются на основе наборов данных (векторов), описывающих тот или иной графический объект, и формул их построения. При сохранении векторного изображения в память компьютера заносится информация о простейших геометрических объектах, его составляющих.

Формат графического файла — это способ представления графических данных на внешнем носителе.

Графический редактор — программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера. Различают растровые и векторные графические редакторы.

Текстовый редактор — это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов.

Текстовый документ — это представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе информация в текстовой форме. Основными структурными единицами текстового документа являются раздел, абзац, строка, слово, символ.

В современных текстовых процессорах реализованы функции проверки правописания, поиска заданного фрагмента текста и замены его другим фрагментом.

Форматирование текста — процесс его оформления.

Символ — минимальная графическая единица текста. К основным свойствам символов можно отнести: шрифт, размер шрифта, начертание и цвет.

Форматирование символов — изменение значений свойств символов (символьных структурных элементов).

Шрифт — это выполненные в едином стиле изображения символов, используемых для письма.

Размер (кегль) шрифта — высота шрифта, измеряемая от нижнего края самой низкой буквы до верхнего края самой высокой буквы. Кегль измеряется в пунктах.

Один пункт — это очень маленькая единица, равная 1/72 дюйма

Абзац — это часть документа между двумя соседними непечатаемыми (не отображаемыми без специальной команды) управляющими символами конца абзаца.

Форматирование абзаца — изменение таких его свойств, как выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, отступы слева и справа, интервалы перед и после и др.

Основными параметрами страницы документа являются размер бумаги, ориентация страницы и размер полей.

Наиболее распространены следующие форматы файлов, в которых сохраняют текстовые документы: TXT, DOC, ODT, RTF, HTML, PDF.

Соответствие между изображениями и кодами символов устанавливается с помощью кодовых таблиц.

В зависимости от разрядности используемой кодировки информационный вес символа текста, создаваемого на компьютере, может быть равен: 8 битов (1 байт) — восьмиразрядная кодировка; 16 битов (2 байта) — шестнадцатиразрядная кодировка.

Информационный объём фрагмента текста — это количество битов, байтов (килобайтов, мегабайтов), необходимых для записи фрагмента оговорённым способом кодирования.

Технология мультимедиа — это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимацией, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.

Алгоритм — инструкция, точное описание способа действия через отдельные простые общепонятные элементы.

Благоприятный исход (для данного события) — такой исход испытания, при котором событие произошло.

Вероятность события — число между 0 и 1, характеризующее возможность того, что событие произойдет. При равенстве вероятностей всех возможных исходов вероятность события равна отношению числа благоприятных

исходов к числу всех возможных исходов.

Выигрышная стратегия — стратегия игрока, позволяющая ему выиграть при любых действиях противника.

Генератор чисел — программа, печатающая последовательность чисел.

Дерево игры — совокупность всех возможных позиций в игре и всех возможных ходов игрока в каждой позиции.

Дешифровка — восстановление исходного текста по результату его шифрования.

Диаграмма позиций — совокупность всех возможных позиций и ходов в игре.

Исполнитель — устройство для выполнения определенного набора команд.

Код — таблица или правило, сопоставляющее каждому символу из некоторого алфавита некоторый символ другого алфавита.

Команда присваивания — команда вида <переменная> = <выражение>. Слева от знака равенства должна стоять переменная, справа — некоторое выражение. Выполнение команды присваивания состоит в том, что выражение вычисляется и результат вычисления присваивается переменной.

Конструкция — средство для построения программы в алгоритмическом языке.

Массив — совокупность переменных, различающихся номерами — целыми неотрицательными числами.

Независимые события — два события, вероятность наступления каждого из которых не зависит от того, наступило ли второе событие.

Основание позиционной системы счисления — количество используемых в такой системе цифр.

ОТКАЗ — состояние, в котором Исполнитель не может выполнить очередную команду программы.

Пароль — последовательность символов, открывающая доступ к некоторому ресурсу (компьютеру, программе, банковскому счету и т. д.).

Переменная — имя, которое может иметь значение. Значение переменной может изменяться.

Программа — алгоритм действия Исполнителя, записанный на алгоритмическом языке или на другом языке программирования.

Процедура — специальным образом оформленная программа с именем, которое можно использовать в записи других программ.

Псевдослучайная последовательность — последовательность чисел или символов, полученная в результате работы алгоритма, используемая как случайная последовательность.

Рекурсия — вызов процедурой самой себя непосредственно или через другие, промежуточные процедуры.

Случайная последовательность — последовательность чисел или символов, полученная в результате случайного процесса (подбрасывания монетки, бросания кубика и т. д.).

Случайность — характеристика событий, которые невозможно предсказать заранее.

Синтаксические правила — правила записи алгоритмов (программ) на алгоритмическом языке.

Состояние Исполнителя — полный набор сведений об Исполнителе в некоторый момент выполнения программы.

Стратегия в игре — правило, определяющее ход игрока в зависимости от ситуации в игре.

Числовое выражение — синтаксически правильная последовательность чисел, переменных, знаков операций и скобок, значение которой можно вычислить, если каждую переменную заменить ее значением.

Шифр — алгоритм преобразования текста, предназначенный для того, чтобы скрыть содержание текста от лиц, не имеющих права его знать.

Шифрование — преобразование текста согласно выбранному шифру.

Элементарный исход — возможный результат испытания.

Эффективность программы — число шагов работы Исполнителя при выполнении данной программы.